Не
знаю как сейчас, но в советское время практически каждый школьник знал о
выдающихся советских асах Иване Никитовиче Кожедубе, сбившем 62 немецких
самолета,и Александре Ивановиче Покрышкине, свалившем на землю 59
фашистов, и удостоенных за свои выдающиеся подвиги трижды высокого звания Героя Советского Союза.
Покрышкин Александр Иванович
(21.02(06.03)1913-1985 гг.) – летчик-истребитель, маршал авиации (1972
г.), трижды Герой Советского Союза (24 мая, 24 августа 1943 г., 19
августа 1944 г.).
Родился
в Новониколаевске (сейчас Новосибирск) в семье рабочего. После
окончания 7-летней школы работал слесарем, затем окончил Пермскую
авиашколу техников (1933 г.), Курсы усовершенствования технического
состава и Качинскую авиашколу (1939 г.).
Великую Отечественную
войну встретил заместителем командира эскадрильи, позже стал командиром
эскадрильи, помощником командира и командиром 16-го гвардейского
истребительного авиаполка 7-го истребительного авиационного корпуса 8-й
воздушной армии 1-го Украинского фронта, а с мая 1944 г. – командиром
9-й гвардейской истребительной авиадивизии 4-1 воздушной армии
Северо-Кавказского фронта.
За участии в 54 сражениях, в которых
лично было сбито 13 самолетов противника, награжден Звездой Героя
Советского Союза.
Вторым званием Героя Советского Союза Покрышкин был
отмечен за участие в воздушных боях на Кубани (совершено 455 боевых
вылетов, сбито 30 самолетов противника).
За командование дивизией в
боях над Прутом, Яссами и участие в Львово-Сандомирской операции (к маю
совершил 550 боевых вылетов, участвовал в 137 воздушных боях, лично
сбил 53 самолета) первым был удостоен третьей «Золотой Звезды».
В
1968 -1971 гг. был заместителем главнокомандуещего ПВО страны, а в
1972-1981 гг. – председателем ЦК ДОСААФ СССР. Награжден многими орденами
и медалями. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Александр Иванович – автор книги
«Крылья истребителя» (1944 г.) и ряда статей по тактике истребительного
боя. В 1948 г. окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе, в 1957 г. –
Военную академию Генштаба.
Кожедуб Иван Никитович
– был пятым ребенком в бедной крестьянской семье. Отец его был
незаурядным человеком. Разрываясь между фабричными заработками и
крестьянским трудом, он находил в себе силы читать книги и даже сочинять
стихи. Человек религиозный, тонкого и взыскательного ума, он был
строгим и настойчивым воспитателем: разнообразив обязанности сына по
хозяйству, он приучил его к трудолюбию, упорству, исполнительности. К
шести годам Иван пошел в школу. После окончания семилетки он был принят
на рабфак Шосткинского химико-технологического техникума, а в 1938 г.
судьба привела его в аэроклуб.
В
начале войны сержант Кожедуб еще более настойчиво занимается
"истребительным" самообразованием. Осенью 1942 г. после многочисленных
просьб и рапортов старший сержант Кожедуб был направлен в Москву, откуда
попал в 240-й иап. В августе 1942 г. 240-й иап был вооружен новейшими в
то время истребителями Ла-5. Переучивание провели наспех, и полк понес
на Сталинградском направлении тяжелые потери. Следующие подготовка и
переучивание проводились основательно: в конце декабря 1942 г. после
напряженной месячной теоретической подготовки с ежедневными занятиями
летчики приступили к полетам на новых машинах. В одном из тренировочных
вылетов, когда сразу после взлета из-за поломки двигателя тяга резко
упала, Кожедуб решительно развернул самолет и спланировал на край
летного поля. Сильно ударившись при посадке, он на несколько дней выбыл
из строя. В свой первый боевой вылет на прикрытие аэродрома он попал под
удар вражеских истребителей, пытаясь атаковать группу бомбардировщиков,
а затем попал в зону огня своей же зенитной артиллерии. Самолет его
получил тяжелые повреждения, Кожедуб чудом остался жив. Во время 40-го
боевого вылета на Курской дуге в паре со своим неизменным ведомым В.
Мухиным, Кожедуб сбил своего первого немца — "лаптежника". Кожедуб
одержал 4 официальные победы. Он не потерял ни одной машины, хотя
случалось гореть, привозить пробоины, садиться на усеянные воронками
аэродромы. Из его машин наиболее известны две.
Одна — Ла-5ФН с яркими,
белыми с красной окантовкой надписями по обоим бортам имела удивительную
фронтовую судьбу. На этом самолете Кожедуб провоевал май — июнь 1944
г., сбил 7 самолетов.
Вторая — Ла-7, с бортовым номером 27. На этом
истребителе Иван Никитович летал в "маршальском" гиап, на нем закончил
войну, на нем сбил 17 вражеских машин. 19 февраля 1945 г. над Одером в
паре с Дмитрием Титаренко он встретил Ме-262. Это была одна из первых в
мировой авиации побед в воздухе над реактивным самолетом. В апреле 1945
г. заградительной очередью Кожедуб отогнал пару немецких истребителей от
американского Б-17 и заметил группу приближающихся самолетов. Советский
ас обстрелял ведущего — тот взорвался в воздухе. Этот бой был одной из
первых схваток в воздухе с американцами, провозвестником большой
воздушной войны в Корее. Всего за войну Иван Никитович провел 330 боевых
вылетов, 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника. После
войны гвардии майор Кожедуб продолжил службу в 176-м гиап.
В конце 1945 г. в монинской электричке он встретил десятиклассницу Веронику, которая вскоре стала его женой. В 1949 г. Иван Никитович заканчивает ВВА, получает назначение на должность комдива под Баку, но В. Сталин оставляет его под Москвой. В числе первых дивизия была вооружена МиГ-15 и в конце 1950 г. направлена на Дальний Восток. С марта 1951 г. по февраль 1952 г. в небе Кореи дивизия Кожедуба одержала 215 побед, сбила 12 "сверхкрепостей", потеряв 52 самолета и 10 летчиков. Это была одна из ярчайших страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС. Кожедубу запрещалось лично участвовать в боевых действиях, и он совершал лишь тренировочные полеты. Во время своей командировки полковник Кожедуб не только осуществлял оперативное руководство дивизией, но и принимал активное участие в организации, подготовке и перевооружении. Неустроенным оставался быт самого командира, ставшего летом 1953 г. генерал-майором. Его семья ютилась то во времянке на аэродроме, то в старой даче. Через год он был направлен на учебу в академию Генштаба. Часть курса прошел экстерном, после окончания академии Кожедуб назначается первым заместителем начальника Управления по боевой подготовке ВВС страны, с мая 1958 по 1964 гг. он был первым заместителем командующего ВВС Ленинградского, а затем Московского военных округов. Иван Никитович до 1970 г. регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолетов и вертолетов. С летной работы ушел сам и сразу. Части, которыми руководил Кожедуб, всегда отличались низким . С должности командующего ВВС Московского военного округа он вернулся на должность Первого заместителя начальника Управления по боевой подготовке ВВС, откуда был переведен почти 20 лет назад.В 1978 г. он переведен в группу генеральных инспекторов МО СССР. В 1985 г. ему присвоено звание маршала авиации. Все это время Кожедуб безропотно вел огромную общественную работу.
В конце 1945 г. в монинской электричке он встретил десятиклассницу Веронику, которая вскоре стала его женой. В 1949 г. Иван Никитович заканчивает ВВА, получает назначение на должность комдива под Баку, но В. Сталин оставляет его под Москвой. В числе первых дивизия была вооружена МиГ-15 и в конце 1950 г. направлена на Дальний Восток. С марта 1951 г. по февраль 1952 г. в небе Кореи дивизия Кожедуба одержала 215 побед, сбила 12 "сверхкрепостей", потеряв 52 самолета и 10 летчиков. Это была одна из ярчайших страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС. Кожедубу запрещалось лично участвовать в боевых действиях, и он совершал лишь тренировочные полеты. Во время своей командировки полковник Кожедуб не только осуществлял оперативное руководство дивизией, но и принимал активное участие в организации, подготовке и перевооружении. Неустроенным оставался быт самого командира, ставшего летом 1953 г. генерал-майором. Его семья ютилась то во времянке на аэродроме, то в старой даче. Через год он был направлен на учебу в академию Генштаба. Часть курса прошел экстерном, после окончания академии Кожедуб назначается первым заместителем начальника Управления по боевой подготовке ВВС страны, с мая 1958 по 1964 гг. он был первым заместителем командующего ВВС Ленинградского, а затем Московского военных округов. Иван Никитович до 1970 г. регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолетов и вертолетов. С летной работы ушел сам и сразу. Части, которыми руководил Кожедуб, всегда отличались низким . С должности командующего ВВС Московского военного округа он вернулся на должность Первого заместителя начальника Управления по боевой подготовке ВВС, откуда был переведен почти 20 лет назад.В 1978 г. он переведен в группу генеральных инспекторов МО СССР. В 1985 г. ему присвоено звание маршала авиации. Все это время Кожедуб безропотно вел огромную общественную работу.
Буденный Семён Михайлович
(13 апреля (25 апреля) 1883 — 26 октября 1973) - один из первых
Маршалов Советского Союза в истории революции в России. Буденный был
призван на службу в дореволюционную русскую армию в возрасте 20 лет. Он
происходил из семьи безземельного батрака. Потом - «мальчик на
побегушках» у купца, подручный кузнеца, кочегар...
В
армии Буденный был зачислен в конницу, участвовал в русско-японской
войне. Империалистическая война началась для него с боя под Варшавой.
Через несколько дней он проявил себя в разведке и был награжден
Георгиевским крестом. Закончил войну на русско-турецком фронте с полным
"бантом" георгиевских крестов всех четырех степеней и четырьмя медалями.
Свершилась Октябрьская революция. По всей армии началась демобилизация. Вместе с другими солдатами бравый кавалерист возвращался домой, но прихватил с собой с фронта шашку, винтовку и кавалерийское седло. Чувствовал: пригодится. Вскоре на юге России, на Дону началась гражданская война. Белоказаки подошли к станице Платовской, где жила семья Буденных.
Свершилась Октябрьская революция. По всей армии началась демобилизация. Вместе с другими солдатами бравый кавалерист возвращался домой, но прихватил с собой с фронта шашку, винтовку и кавалерийское седло. Чувствовал: пригодится. Вскоре на юге России, на Дону началась гражданская война. Белоказаки подошли к станице Платовской, где жила семья Буденных.
1918 год: Буденный - командир отряда
добровольцев, командир эскадрона, кавалерийского дивизиона, помощник
командира полка, бригады, исполняющий обязанности начдива.
1919 год; Буденный - командир дивизии, конного корпуса, командарм 1-й Конной армии...
Огромной заслугой Буденного было понимание роли кавалерии именно в новых условиях гражданской войны: кавалерийские эскадроны и полки Буденного нападали стремительно и внезапно, всегда искали боя и неизменно обращали в бегство более многочисленного противника.
Одним из первых Семен Михайлович стал добиваться создания кавалерийских соединений, которые могли бы самостоятельно решать оперативные и стратегические задачи, И такое соединение - первое во всемирной военной истории - было создано; Первая Конная армия. В невероятно трудных условиях она осуществила ряд классических наступательных операций, разгромила несметные полчища Мамонтова и Шкуро, Деникина, Врангеля и внесла огромный вклад в победу Советской республики над белогвардейцами и интервентами.
В историю военного искусства вошел задуманный и блестяще осуществленный Буденным тысячеверстный переход Первой Конной с Кубани на Украину весной 1920 года, на Юго-Западный фронт. Буденный находился на должностях члена Реввоенсовета СССР и инспектора кавалерии РККА, командующего войсками Московского военного округа и заместителя наркома обороны СССР или, уже в Великую Отечественную, главнокомандующего войсками Юго-Западного и Северо-Кавказского направлений, командующего кавалерией Советской Армии и члена Ставки Верховного Главнокомандования. Впрочем, последние должности носили по большей части почетный характер, так как уже в начале второй мировой войны, когда задачи конницы стали выполнять танковые соединения, военные познания Буденного обесценились.
В ходе войны 1941 - 1945 годов никаких значительных боевых действий с его участием не было совершено.
В 1924 году Буденный был вовлечен в политическую борьбу на стороне И. Сталина (Сталин и Ворошилов были членами его военно-революционного совета).
Фрагмент биографии того времени в безжалостных выражениях описывает секретарь Сталина Бажанов в своей книге воспоминаний: "В конце концов как-то решили пустить его на заседание знаменитого Политбюро. Моя память точно сохранила это забавное событие. На заседании Политбюро очередь доходит до вопросов военного ведомства. Я распоряжаюсь впустить в зал вызванных военных, и в том числе Буденного. Буденный входит на цыпочках, но сильно грохоча тяжелыми сапогами. Между столом и стеной проход широк, но вся фигура Буденного выражает опасение - как бы чего не свалить и не сломать. Ему указывают стул рядом с Рыковым. Буденный садится. Усы у него торчат, как у таракана. Он смотрит прямо перед собой и явно ничего не понимает в том, что говорится. Он как бы думает: "Вот поди ж ты, это и есть то знаменитое Политбюро, которое, говорят, все может, даже превратить мужчину в женщину".
Потом Буденный стал маршалом, а в 1943 году даже вошел в Центральный Комитет партии. Правда, это был ЦК сталинского призыва, и если бы Сталин обладал чувством юмора, он бы заодно, по примеру Калигулы, мог бы ввести в Центральный Комитет и буденновского коня. Но Сталин чувством юмора не обладал.
1919 год; Буденный - командир дивизии, конного корпуса, командарм 1-й Конной армии...
Огромной заслугой Буденного было понимание роли кавалерии именно в новых условиях гражданской войны: кавалерийские эскадроны и полки Буденного нападали стремительно и внезапно, всегда искали боя и неизменно обращали в бегство более многочисленного противника.
Одним из первых Семен Михайлович стал добиваться создания кавалерийских соединений, которые могли бы самостоятельно решать оперативные и стратегические задачи, И такое соединение - первое во всемирной военной истории - было создано; Первая Конная армия. В невероятно трудных условиях она осуществила ряд классических наступательных операций, разгромила несметные полчища Мамонтова и Шкуро, Деникина, Врангеля и внесла огромный вклад в победу Советской республики над белогвардейцами и интервентами.
В историю военного искусства вошел задуманный и блестяще осуществленный Буденным тысячеверстный переход Первой Конной с Кубани на Украину весной 1920 года, на Юго-Западный фронт. Буденный находился на должностях члена Реввоенсовета СССР и инспектора кавалерии РККА, командующего войсками Московского военного округа и заместителя наркома обороны СССР или, уже в Великую Отечественную, главнокомандующего войсками Юго-Западного и Северо-Кавказского направлений, командующего кавалерией Советской Армии и члена Ставки Верховного Главнокомандования. Впрочем, последние должности носили по большей части почетный характер, так как уже в начале второй мировой войны, когда задачи конницы стали выполнять танковые соединения, военные познания Буденного обесценились.
В ходе войны 1941 - 1945 годов никаких значительных боевых действий с его участием не было совершено.
В 1924 году Буденный был вовлечен в политическую борьбу на стороне И. Сталина (Сталин и Ворошилов были членами его военно-революционного совета).
Фрагмент биографии того времени в безжалостных выражениях описывает секретарь Сталина Бажанов в своей книге воспоминаний: "В конце концов как-то решили пустить его на заседание знаменитого Политбюро. Моя память точно сохранила это забавное событие. На заседании Политбюро очередь доходит до вопросов военного ведомства. Я распоряжаюсь впустить в зал вызванных военных, и в том числе Буденного. Буденный входит на цыпочках, но сильно грохоча тяжелыми сапогами. Между столом и стеной проход широк, но вся фигура Буденного выражает опасение - как бы чего не свалить и не сломать. Ему указывают стул рядом с Рыковым. Буденный садится. Усы у него торчат, как у таракана. Он смотрит прямо перед собой и явно ничего не понимает в том, что говорится. Он как бы думает: "Вот поди ж ты, это и есть то знаменитое Политбюро, которое, говорят, все может, даже превратить мужчину в женщину".
Потом Буденный стал маршалом, а в 1943 году даже вошел в Центральный Комитет партии. Правда, это был ЦК сталинского призыва, и если бы Сталин обладал чувством юмора, он бы заодно, по примеру Калигулы, мог бы ввести в Центральный Комитет и буденновского коня. Но Сталин чувством юмора не обладал.
Тремя медалями
“Золотая Звезда” награждены три человека: маршал Советского Союза
Буденный С.М. (01.02.1958, 24.04.1963, 22.02 1968), генерал-полковник
авиации Кожедуб И.Н. (04.02.1944, 19.08.1944, 18.08.1945) и маршал
авиации Покрышкин А.И. (24.05.1943, 24.08.1943, 19.08.1944).
Комментариев нет:
Отправить комментарий