За кадром советского кино. «Чародеи»
Представляю вам любопытные факты из истории создания этого прекрасного фильма, которая не менее интересна, чем сама кинокартина.
1. Мюзикл «Чародеи» вышел на экраны страны в конце декабря 1982 года.
И хотя после премьеры критики не прочили фильму ничего хорошего –
например, в газете «Труд» 1983 года писали, что «чувства большого
удовлетворения, глубокого следа в памяти премьера не оставила» – эта
картина прочно вошла в наш новогодний “телевизионный набор”.
Написанный по книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в
субботу» сценарий фильма нам повествует о том, что настоящая любовь
может творить чудеса. В институте «НУИНУ» (научный универсальный
институт необыкновенных услуг) кипит бурная работа по изготовлению
волшебной палочки. Презентация изобретения намечена на 31 декабря, в
Новогодний вечер. Но тут в дело вступают противники директора института,
преследующие свои цели…
2. Кстати, внутренние помещения НУИНУ снимали в здании телецентра
Останкино. Режиссер фильма Константин Бромберг однажды заблудился в нем и
забрел в часть здания, где обнаружил восьмипролетную мраморную лестницу
с мозаикой и смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли.
Банкетный зал, где происходила финальная сцена фильма, — суздальский
гостинично-туристический комплекс «Турцентр». Дом, где жила Алена,
снимали в городе Пущино. В фильме есть эпизод — когда Алёна летает на
метле, она облетела здание «НУИНУ», и его показали снаружи. Хотя
выглядит это здание как гостиница «Союз» с двухскатной крышей, однако в
реальности гостиница «Союз» двухскатной крыши не имеет. Были выполнены
комбинированные съёмки: взяли здание гостиницы «Союз» и наверх
«затащили» здание ГТК «Турцентр». Надо сказать, гибрид получился весьма
удачным.
3. Эффектную сцену проезда тройки лошадей по зимнему лесу решили
снять в московском Ботаническом саду, что удачно дополнило легендарный
музыкальный эпизод «Три белых коня».
4. В первые дни картину снимали без главного героя. Во всех сценах,
где мчится лихая тройка, персонаж Эммануила Виторгана играет на трубе, а
сестрёнка Вани (Александр Абдулов) задорно поёт «Три белых коня»,
Абдулова заменяет дублёр. Крупные планы Ивана были сняты значительно
позже. Проблема была в том, что Абдулова отказывалось утверждать
телевизионное начальство, которое ранее также отвергло Михаила
Боярского. В конце концов Абдулова удалось согласовать, но выяснилось,
что помимо работы в театре он снимается в четырёх картинах одновременно.
«Чародеи» были пятым фильмом, так что Абдулов поставил всех перед
фактом: «Могу сниматься только ночью».
5. Сотрудницу института НУИНУ, заведующую лабораторией абсолютных
неожиданностей, опытную и соблазнительную чародейку Аленушку сыграла
Александра Яковлева. В начале фильма она показана как добрая и
отзывчивая девушка, которая позже из-за ревности Шемаханской и интриг
Сатанеева была превращена в бессердечную и расчётливую карьеристку. Её
книжным прототипом, возможно, является ведьмочка Стелла (Понедельник
начинается в субботу). Не смотря на слова режиссер Бромберга в самом
начале съёмок: «Ведьму-то она сыграет, а вот Алёнушку вряд ли» (у
актрисы был весьма своеобразный характер), Аленушка в исполнении
Яковлевой неотразима и убедительна. И с Абдуловым актриса прекрасно
поладила, так что играть симпатию друг к другу им было несложно.
6. Сестру главного героя, Вани, Нину Пухову сыграла Аня Гайдаш. «Мои
родители к кино никакого отношения не имели, – рассказывала Анна. – Я,
как обычно, пришла с подружками в художественную школу во Дворец
пионеров, к нам подошла женщина, спросила, хотим ли мы сниматься в кино.
Кинопробы мне не удавались. Не хотела говорить текст про то, что я
вредная девчонка и плохо учусь, потому что всегда была прилежной
ученицей. Но сниматься в кино очень хотелось, и я взяла себя в руки».
7. Идея белого костюма, в котором щеголял Александр Абдулов
(шедевральное «Главное, чтобы костюмчик сидел»), заимствована из фильма
«Лихорадка субботнего вечера» (1977). В этом фильме такой же костюм
достался главному герою в исполнении Джона Траволты.
8. На роль директора института НУИНУ Шемаханской пробовались и
Наталья Гундарева, и Алиса Фрейндлих, однако сыграла ревнивого мага
Первой величины Екатерина Васильева. Персонаж Шемаханской не имеет
книжного прототипа, её образ был создан авторами фильма, как синтез
образов средневековых чародеек, и вместе с тем он во многом родствен
образу Людмилы Прокофьевны Калугиной (Служебный роман). Фамилия,
возможно, взята из пушкинской «Сказки о золотом петушке» («шамаханская
царица»).
9. Заместителя директора института НУИНУ, главного антагониста фильма
Аполлона Сатанеева бесподобно сыграл Валентин Гафт. Сатанеев — интриган
и конъюктурщик, пытающийся обманом жениться на Алёне и «подсидеть»
Шемаханскую перед комиссией в Новогоднюю ночь. Примечательно, что на
протяжении всей картины Сатанеев не совершает самостоятельно ни одного
магического действия и, возможно, даже ничего не смыслит в магии — он
даже не смог пройти сквозь стену вслед за Иванушкой. Зато он стал
сатирическим образом ловкого администратора, карьериста и «чиновника от
науки», устроившегося не на своём месте и занимающегося своими личными
делами в ущерб работе.
10. На съёмочной площадке отношения у Александры Яковлевой и
Валентина Гафта были крайне напряженными: актера раздражал чрезмерно
долгий процесса макияжа Яковлевой, иногда она путалась в тексте. Однажды
она снова забыла текст и Гафт, не переставая играть Сатанеева, схватил
её за шею. Артист так разозлился, что его еле уговорили продолжать
съёмки. Но снимался он только отдельно от Яковлевой – потом их сводили
при монтаже.
11. Семен Фарада вспоминает, что его роль задумывалась как эпизодная —
гость с юга с четырьмя фразами. Но актёр сам придумал себе роль.
Например, выдумал появление следов, когда его герой потерялся в
лабиринтах коридора. Прямо в кадре выдал фразу: «Боже, как я похудел».
Фразу, ставшую крылатой, «Ну кто так строит?!» предложил Семён Фарада
после того, как однажды реально заблудился в телецентре и не мог найти
съёмочную группу.
12. Михаил Светин (товарищ Брыль), Абдулов и Виторган свои песни в
фильме поют сами (за исключением «Серенады» «…Ей хватит, одной интонации
хватит, чтоб пламя до неба разжечь!..»). А вот за Яковлеву и Ашимову
пели, соответственно, Ирина Отиева, Ольга Рождественская и Лариса
Долина.
13. Георгий Вицин озвучил говорящего кота Василия. Однако в итоговом
монтаже цензура вырезала почти всю роль кота, остались всего два слова:
«Хам!» и «Ура!». Вицин был ужасно расстроен. Между прочим, на роль
говорящего котика пробовались 18 животных. Им давали сметану и следили
за мимикой. Чем выразительнее кот фыркал и облизывался, тем больше
шансов у него было получить роль.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Комментариев нет:
Отправить комментарий