воскресенье, 5 августа 2018 г.

Правда и мифы о покушении на Ленина...


Правда и мифы о покушении на Ленина


100 лет назад в 1918 году в конце лета, а именно 30 августа Фанни Каплан совершила покушение на несостоявшегося «вождя мирового пролетариата» Владимира Ильича Ленина
 

Фейга Хаимовна Ройтблат-Каплан родилась в Волынской губернии в семье учителя (меламеда) еврейской начальной школы (хедера) Хаима Ройдмана. Во время революции 1905 г. Каплан примкнула к анархистам, в революционных кругах ее знали под именем «Дора». В 1906-м готовила террористический акт в Киеве в отношении местного генерал-губернатора Сухомлинова. Во время организации теракта, который готовил ее гражданский муж Виктор Гарский (он же — Яков Шмидман), в номере гостиницы «Купеческая» (ул. Волошская, 29) в результате неосторожного обращения сработало самодельное взрывное устройство, Каплан была ранена и частично потеряла зрение, после чего при попытке покинуть место происшествия была задержана полицией (Гарский скрылся).

30 августа 1918 года на заводе Михельсона в Замоскворецком районе Москвы состоялся митинг рабочих. На нем выступал В.И. Ленин. После митинга во дворе завода он был ранен несколькими выстрелами.

Каплан была арестована тут же, на трамвайной остановке, на Большой Серпуховской улице. Арестовавшему ее рабочему Н. Иванову она заявила, что это она стреляла в Ленина. По словам Иванова, на вопрос, по чьему приказанию это было сделано, она ответила: «По предложению социалистов-революционеров. Я исполнила свой долг с доблестью и помру с доблестью». При обыске у Каплан обнаружили браунинг № 50489, железнодорожный билет, папиросы, записную книжку и мелкие личные вещи.

На допросах она заявляла, что крайне отрицательно отнеслась к Октябрьской революции, стояла и сейчас стоит за созыв Учредительного собрания. Решение о покушении на Ленина приняла в Симферополе в феврале 1918-го (после роспуска Учредительного собрания); считает Ленина предателем революции и уверена, что его действия «удаляют идею социализма на десятки лет»; покушение совершила «от себя лично», а не по поручению какой-либо партии.

«Приехала я на митинг часов в восемь. Кто мне дал револьвер, не скажу. У меня никакого железнодорожного билета не было. В Томилине я не была. У меня никакого билета профсоюза. Давно уже не служу. Откуда у меня деньги, я отвечать не буду. Я уже сказала, что фамилия моя Каплан одиннадцать лет. Стреляла я по убеждению. Я подтверждаю, что говорила, что я приехала из Крыма. Связан ли мой социализм со Скоропадским, я отвечать не буду. Я никакой женщине не говорила, что «для нас неудача». Я не слышала ничего про организацию террористов, связанную с Савинковым. Говорить об этом не хочу. Есть ли у меня знакомые среди арестованных Чрезвычайной комиссией, не знаю. При мне никого из знакомых в Крыму не погибло. К теперешней власти на Украине отношусь отрицательно. Как отношусь к Самарской и Архангельской власти, не хочу отвечать», — призналась позже на допросе Фанни Каплан.

В тот же день в Петрограде эсером-террористом Леонидом Каннегисером был убит председатель петроградской ЧК Моисей Урицкий — в вестибюле Народного комиссариата внутренних дел Петрокоммуны. Покушение на Ленина стало сигналом к началу 5 сентября красного террора, взятию большевиками заложников и их расстрелам.  

Существует версия, что на самом деле Фанни Каплан не убили, как тогда рассказали рабочим — она была сослана в тюрьму и прожила до 1936 года.

С советских времен существовала легенда, согласно которой Фанни Каплан не была расстреляна; существует несколько противоречивых версий о том, как ей удалось избежать расстрела и о ее последующей жизни. Так, например, свидетели утверждали, что видели Фанни Каплан в Соловках. Эта версия опровергается мемуарами коменданта Кремля П. Малькова, который совершенно определенно писал, что Каплан была расстреляна им лично. Хотя достоверность этих мемуаров сама по себе подвергается сомнению, но все же версия об оставлении Каплан в живых выглядит неправдоподобно — не просматривается никаких причин для такого шага. К тому же есть воспоминания Демьяна Бедного, который подтверждает, что видел расстрел.

В настоящее время имеет место активное распространение версии, по которой Фанни Каплан не причастна к покушению на Ленина, в действительности осуществленному сотрудниками ВЧК.

Последующие исторические исследования опровергали то, что Фанни Каплан была причастна к партии эсеров, а также то, что она якобы стреляла в Ленина. Учитывая то, как слабо она видела, стрелять в Ленина она не могла не только практически, но и теоретически. Между тем рентгеновские снимки подтверждали, что, по крайней мере, три пули попали в Ленина. Кроме этого, пули извлеченные из тела Ленина, не соответствовали патронам к системе пистолета, из которого якобы стреляла Каплан. Пистолет выступал в роли вещественного доказательства в деле Каплан.

Такая версия получила распространение уже после распада СССР, официально виновность Каплан в покушении сомнению никогда не подвергалась. В 1922 году на месте покушения был установлен закладочный камень будущего памятника «на месте покушения на жизнь вождя мирового пролетариата…». В настоящее время большой памятник В.И. Ленину установлен рядом (уже третий на этом месте), а закладной камень и по сей день остается на месте. Шутники называют его памятником Фанни Каплан. Других «памятников Каплан» в окрестностях завода нет, несмотря на появившуюся заметку в одной замоскворецкой газете с фотографией проекта памятника.

Не только Петербург и Москва ответили за покушение на Ленина сотнями убийств. Эта волна прокатилась по всей советской России — и по большим и малым городам, и по местечкам и селам. Редко сообщались в большевистской печати сведения об этих убийствах, но все же в «Еженедельнике» мы находим упоминания и об этих провинциальных расстрелах, иногда с определенным указанием: расстрелян за покушение на Ленина.


Комментариев нет:

Отправить комментарий